вторник, 18 декабря 2007 г.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МИРОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ


доклад на совместном семинаре Ереванской и Бакинской 
Школ политических исследований 
действующих под эгидой Совета Европы.
ШВЕЦИЯ, Сигтуна,
Академия Folke Bernadotte
14-16, декабря 2007г.


Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, друзья.

Прежде, чем перейти к теме, я хочу выразить свою благодарность организаторам этой встречи в лице Совета Европы, а также шведской стороне за проявленное гостепреимство. Хочу поблагодарить наших азербайджанских коллег, за готовность принять участие в семинаре, что сделало возможным это мероприятие.

Итак, тема моего доклада “Роль и значение институтов гражданского общества в миротворческом процессе”. Я не буду представлять научный доклад, рассказывать, что такое гражданское общество, какие институты оно включает, и какое оно имеет огромное значение в формировании и органичной деятельности современного демократического общества.

Моя цель – попытаться ответить:
1.   Что такое вообще “миротворчество”?
2.   Какую оно имеет связь с институтами гражданского общества? И наконец,
3. Зачем мы здесь собрались? Иначе говоря, что могут сделать для процесса миротворчества Школы политических исследований наших стран?
Последний вопрос, как мне кажется, самый важный, т.к. без ответа на него все сказанное будет отнесено к научному симпозиуму.

Итак, “миротворчество” - что это такое?

Процесс миротворчества – это процесс формирования демократического общества или процесс демократизации общества, ибо мир в обществе нарушается тогда, когда нарушаются права и свободы людей живущих в этом обществе.

Следовательно демократизация и миротворчество – два взаимосвязанных процесса, вытекающих друг от друга, а институты гражданского общества – есть главные инструменты в этих процессах!
Мировой опыт вообще, и опыт в Европе в частности, показывают, какую существенную роль имеют институты гражданского общества в разрешении любых острых проблем и особенно в миротворчестве. Всюду, где демократизационные процессы необратимы, институты гражданского общества (преимущественно НПО и Масс Медия) сумели взять на себя функцию миротворчества.

Мир нарушают не общества, мир нарушают политики, которые отгородились от обществ и не подчиняются им. Демократические общества не должны быть заложниками политиков, ибо Демократия – есть контроль обществ над политиками, а не наоборот. Тогда мир будет долгим и стабильным, потому что демократические государства не воюют друг с другом.

Теперь, как говорится: от общего – к частному!
Мы – участники школ политических исследований наших стран. Стран соседей, где есть конфликт.
Что можем мы, как представители гражданских обществ, сделать, чтобы приблизить мир на нашей земле, сделать его долговременным и стабильным?
Что мы можем сделать при отсутствии межгосударственных отношений, чтобы поднять понимание наших обществ в осознании общих, региональных интересов и целей?
Наконец, что мы можем сделать, чтобы создать доверие между нашими обществами, чтобы сблизить их, поднять восприятие и ощущения соседства и понимания, что мы обречены жить друг с другом?

Ответ на эти вопросы один – СОТРУДНИЧЕСТВО!

Иначе говоря – От сотрудничества к урегулированию!

Это есть главная формула, или главный тезис моего доклада.
Я хочу здесь подчеркнуть. Нашей задачей не является политическое уригулирование конфликта, но очевидно, что любое урегулирование, любое разрешение конфликта невозможно без участия обществ, без готовности обществ решить конфликт. Более того, без соответствующей почвы любое решение чревата новыми конфликтами, ибо “переваривание постконфликтной ситуации” является не менее трудной задачей, чем само решение конфликта.

Что я имею в виду, говоря о сотрудничестве?

Это в первую очередь – диалог, диалог между нашими обществами. И в этом плане школы политических исследований наших стран – уникальный формат для этого диалога, веть мы представляем здесь самые разные слои, самые разные институты гр. общества. Среди нас есть представители ОО и СМИ, политических партий и бизнеса, ученные, эксперты, представители духовности и церкви, деятели искусств и т.д. Это обогощает спектр и дает неограниченные возможности для косвенного вовлечения всех слоев общества в диолог и сотрудничество.

Второе – это совместные проекты. Хотим мы того, или нет наши страны строго взяли на себя обязательства перед европейскими структурами по выполнению институциональных реформ и демократических преобразований. Наши государства являются полноправными членами Совета Европы и включены в программу ENP (European Neighbour Polisy) Евросоюза. В конце концов само существование школ под эгидой Совета Европы, уже факт – говорящий о многом. И это должно служить стимулом для осуществления совместных проектов в рамках этой влиятельной и авторитетной организации.
Что я имею в виду, говоря о совместных проектах. У меня есть два очень конкретных предложения, вернее две идеи, которые при желании могут превратиться в реально осуществимые совместные проекты наших школ.

Первое – это совместный мониторинг по выполнению нашими странами Плана мероприятий в рамках Политики европейского соседства (т.н. ENP). Вы знаете, что наши страны включены в ENP и Евросоюз отдельно в каждой стране осуществляет такой мониторинг. Мы же предлагаем проводить свой мониторинг, предварительно обработав одну, общую методологию, использовать одни и те же инструменты. Мониторинг будут проводить наши школы в наших странах совместно с институтами гр. общества и в частности ОО, а использование универсальных методов даст возможность сравнить результаты мониторинга, сделать соответствующие выводы и заключения. Я думаю такой совместный мониторинг и его результаты будут интересны как обществам, так и принимающим решения в наших странах. Это первое предложение!

Второе – это совместный мониторинг СМИ. Точнее, как Средства масовой информации освещают европейскую тематику, т.к. известно, что демократизация, внедрение европейских ценностей в первую очередь зависят от информированности общества.

Уважаемые друзья, в заключении я хочу сказать. Идей может быть много, и много также сфер, для сотрудничества, много задач, проблем, которые не имеют государственных границ, которые относятся к региону в целом. Я уверен, что при желании эти задачи могут преобразится в реальные совместные проекты.

Всем нам желаю продуктивной работы.

Благодарю за внимание!

СЕРОБ АНТИНЯН
Исполнительный директор “Центра стратегических
исследований по правам человека”


Комментариев нет:

Отправить комментарий